Закрыть ... [X]

Стих в одной малой тихой деревушке

стих в одной малой тихой деревушке Страница 3 из 10

День покинутой деревни "Тихая моя родина".

obradovo

Реквизит:

Баннер «Сердцу милый уголок».

Плакат: "Приветствуем всех жителей и гостей деревни Обрадово".

В деревне, где кашивали,

В деревне, где пахивали,

В деревне, где плясывали,

В деревне, где плакивали.

Чтобы траву покосить,

Дом оживить, печь растопить,

Самовар согреть, шаньги испечь,

Чаю попить, песню пропеть, слезу уронить.

«В край добра и чудес

С прежним рвусь интересом

Я из тех самых мест,

Где синь верст до небес

И все лесом, да лесом».

ziteli_obradovo

Школьники д. Обрадово.Плакат с фотографиями жителей «Здесь Родины моей начало». Ещё был представлен плакат с фотографиями тоже жителей Обрадово «Присмотритесь и вспомните». Представила художник-оформитель МУК «Великоустюгская ЦБС» Ирина Николаевна Матвеева.

Стихотворение Н. Рубцова.

Тихая моя родина

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.—

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Река

На встречу приехали гости, т.е. жители деревни Обрадово, которые жили раньше тут, и которые родом отсюда. Приехали из Вологды, Арзамаса, Северодвинска, Великого Устюга, Коряжмы, из Демьянова Подосиновского района, очень много гостей было из-за реки (как мы зовем, т.е. из Ершова), Слизовицы, Васильева Теплогорского сельского поселения (потому, что Обрадово раньше было центром Шассого с/с), из Чернева, Томашева.

hebukinuobradovo_2

obradovo_3

bersenevskaiu

hydozilovuhydozilovu_2amosovusuzminu

Это только часть гостей, некоторых не было у своих домов, ушли на кладбище, помянуть своих родных.

Схема деревни Обрадово

Схема деревни Обрадово.

По воспоминаниям Меркурьевой (Ямовой) Лидии Алексеевны, проживающей в период с 1933 по 1946 г.г. Родом она из д. Томашево. Кстати, Лидия Алексеевна – жена Героя Советского Союза Меркурьева Николая Ивановича. Сейчас она проживает в селе Усть – Алексеево Великоустюгского района.

zerkov

Шасская церковь Василия Великого в деревне Обрадово.

Россия!

О, сколько ты в себя вместила!

И грусть немереных равнин,

И причитанья у могилок,

И сирый журавлиный клин.

И почернелые избушки,

И тихие разливы вод,

И деревенские церквушки,

И многостраждущий народ.

И нерастраченную совесть,

И тайну Млечного моста.

Но главная твоя особость —

Тебе не выжить без Христа.

Другим довольно зрелищ, хлеба:

Душа — рабыня кошелька.

Но ты не надышалась Небом

И потому так одной велика!

И если вдруг тебя погубят,

То и самим врагам не жить:

Вселенная могилой будет —

Иначе не похоронить.

Иеромонах Роман (А.Матюшин).

«Тихая моя Родина».

Песня «Деревенька моя». Музыка Н. Кудрина. Слова В. Гундарева

Деревня моя, деревянная, дальняя,

Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.

Ты в легком платочке июльского облака,

В веснушках черемух стоишь над рекой.

Родная моя деревенька-колхозница

Смущенной улыбкой меня обожгла,

К тебе мое сердце по-прежнему просится,

А я все не еду: дела и дела.

Мне к южному морю нисколько не хочется,

Душой не кривлю я, о том говоря,

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как хлеб, деревенька моя.

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как хлеб, деревенька моя.

hor

Исполняли песню коллектив «Ивушка» Томашевского ДК.

Стихотворение «Будем жить».

(«Корни земли Русской». Сл.З.А. Пахолкова- Вологод. обл., Никольский р-н, п/о Завражье, д. Старыгино).

Деревенька моя горемычная

Боль души моей — песня грустная,

То бесслёзная, то — навзрыд...

Поникло поле... Деревня русская,

(или Свет в окошке, деревня русская)

Сколько ж в сердце твоём обид!

Расскажи мне, авось полегчает,

А не хочешь, так я расскажу

О заботах твоих и печалях,

Лишь о радостях погожу.

Деревенька моя горемычная,

Мало счастья в твоей судьбе:

Вся в заботах, к труду привычная,

Забывала ты о себе!

Просыпалась ты раньше солнышка,

А ложилась с последней звездой.

Отдавалась заботам до донышка,

Но роднилась всегда с нуждой!

Корчевала, пахала, сеяла...

Непривычная только ныть.

Как детишек, ты хлеб лелеяла:

Будет хлеб, значит, будем жить!

Но по праздникам светлым престольным

Так гуляла ты — только держись!

Песни пела в широком застолье,

Ведь без песен — какая жизнь?!

А сгустились тучи над Родиной —

На защиту ты встала стеной.

В той Великой войне народной,

Что Священной назвали войной!

Прижимая к груди трёхрядку,

Чтоб в последний разочек спеть

И по дедовскому порядку

За Отечество умереть!

Уходили кормильцы и пахари,

Оставляя хлеба на полях.

В грудь свинец принимали не ахнув,

Защищая тот хлеб в боях!

А деревня по-бабьи тужилась:

Фронту нужен хлеб — хоть умри!

Вся в воронках и ранах, контужена,

Надрывалась с зари до зари!

Одолела все беды, сдюжила.

Возродилась почти из руин...

Почему же теперь занедужила

Через столько-то мирных годин?

Сколько горя, страданий пройдено!

Уцелев после стольких мук,

Как обидно, что наша Родина

Погибает от наших же рук!

Все лесные богатства проданы,

Лебедой зарастают поля...

Или это — не наша Родина?

Или это — чужая земля?

Хлеб растить скоро будет некому,

Недалёко до нищей сумы!

Не природа на нас осерчала,

Не земля оскудела, а мы!

Грех не вспомнить слова, что нам дороги:

Человек человеку — брат!

Но не братья мы стали, а вороги.

Иной — горю чужому рад.

День прошёл — слава Богу, что прожит...

Бог не выдаст... На том и стоим...

Неужели нас всех не тревожит,

Что оставим мы детям своим?!

Не хочу далеко я загадывать.

Об одном заклинаю, моля:

Люди, совестью только и правдой

Возродится наша земля!

Та земля, та, что дедами пройдена

До фашистских вражьих ворот,

И деревня — частичка Родины,

Где живёт мой родной народ.

Перелески и рощи любимые,

Золотые разливы полей,

И родные холмы могильные,

И печальный клин журавлей,

И в окошках резные наличники —

Всё родное до боли, своё!

Неужели, земляки мои,

Мы не сможем сберечь её?

Ту деревню, что песней грустною

Плачет в сердце моём навзрыд.

Ту родную, навеки русскую,

О которой душа болит!

По святому обычаю древнему,

Я за здравие помолюсь.

Если будут жить наши деревни,

Возродится Святая Русь!

prazdnik_2

Добрый день дорогие жители и гости деревни Обрадово. Очень жаль, что ваша деревня оказалась в числе покинутых и в скором времени исчезнувшей навсегда.

Стихотворение Владимира Лебедева «Покинутые деревни».

Покинутые деревни,

Что сломанные деревья,

Где вместо корявых лапищ

Видны очертания шиферных крыш,

Домов осталось немного,

Да и те торчат одиноко,

Как будто просят подмоги,

Устало смотрят под ноги.

Когда дожди забушуют,

Дома поплачут бесшумно

Под всхлипы скрипучих ставней

Расскажут о жизни давней.

Покинутые деревни,

Что сломанные деревья,

Где вместо листьев опавших

Бурьяны заброшенных пашен...

Сегодня будет много воспоминаний о деревне Обрадово, и если что-то мы упустили, или наши сведения не точны, мы будем вам признательны, если что-то вы дополните.

Есть у каждого из нас малая родина – город или тихая деревушка. Всю жизнь, где бы не были, с нежностью вспоминаем места, где прошло детство, юность, где вас любили и где вы были счастливы.

Убеждены в том, что знания о седой древности при всех обстоятельствах жизни будут нужны и полезны всегда.

Большая Родина без малой

Не то что слишком велика,

А как бы дом родной – без мамы,

Без дела – мамина рука, –

Непредставима, неконкретна,

Не столь заботлива, тепла...

Ах, малой родины примета –

Четыре жерди, два кола,

Над ними – рдяная рябина!

За ними – тропка до крыльца, –

Да, это ты, мой край родимый,

Край дедов, мамы и отца.

Отчизна, Родина, опора,

Моё спасенье в час лихой,

И во спасение которой

На смертный бой готов любой.

О. Фокина.

Песня «Маленькая деревенька».

Маленькая деревенька

За горой,

Мы туда с тобой поедем,

Милый мой.

Никогда не будем ссориться

С тобой

Потому, что все печали

За горой.

Припев: Эх!

В золочёной церкви

Нас с тобой венчали

Перед богом

И перед людьми.

Пополам обиды,

Пополам печали,

Век в согласьи

Да в любви.

Я перины да подушки

Распушу,

И с тобою рядом тихо

Посижу,

Никого к тебе я близко

Не пущу,

Ты меня за всё прости

И я прощу.

Припев.

Пролетают наши годики-года,

Только это всё не горе,

Не беда,

Будем мы с тобою

Рядышком вдвоём,

И на этом белом свете

И на том.

Припев.

Сегодня мы с вами собрались на праздник «Покинутой деревни Обрадово». Это день памяти, день чести тем людям, которые жили в этой деревне. Как здорово, что все вы здесь сегодня собрались.

Мы не знаем, как у вас

А у нас так водится

Разрешите нам сначала

С вами познакомиться.

В первую очередь хотим представить основных виновников торжества, жителей деревни Обрадово. Просим подняться, а гости будут приветствовать дружными аплодисментами.

Деревня сирота

Не звенят на заре больше косы,

Только ухает филин с болот.

Здесь густые туманы, да росы

И все так же здесь солнце встает.

И такие же ясные зори,

Золотятся макушки берез,

И такое широкое поле,

Где растет с васильками овес.

Терпко пахнет полынью и мятой,

А какая густая трава!

Но она совершенно не смята,

Тут давно не ступала нога.

Зарастают здесь стежки - дорожки,

- Просто некому больше топтать,

В города поразъехались ножки,-

Свое счастье по свету искать.

Те года давно канули в Лету,

Когда юность в деревне жила,-

Всех судьба разбросала по свету,

И деревня теперь...сирота.

Многие из вас смогут хотя бы прийти на то место, где когда-то был ваш родной дом, постоять, помолчать и все вспомнить.

Стихотворение Нины Веселовой.

А без деревни я несчастная

На оба ранена крыла

В тиши ее, лечилась часто я,

А вот саму не сберегла.

За покосившимися пряслами

Ликует черемух белый цвет,

И взоры тянутся напрасные

Туда, где жизни больше нет.

Стою, слезу глотаю горькую

И вспоминаю о былом,

И за поросшими пригорками

Я вижу рухнувший наш дом.

Там детство наше босоногое

Рвалось с качелей к небесам,

А в луговине за дорогою

Звенела по утру коса.

Теперь же ветер свищет по полю

Во всей округе я одна

И только пух на старом тополе

Белеет словно седина.

Сейчас предоставим слово главе сельского поселения Алешинцеву Николаю Созонтовичу. Николай Созонтович не только глава сельского поселения, он поэт, краевед, человек искренне любящий свою родную землю.

aleshinzev

Говоря о деревне Обрадово, в которой есть церковь, мы не можем не упомянуть о ней. Церковь носит имя Святого Василия Великого, память о нем празднуется 14 января, в старый Новый год.

Шасская Васильевская церковь

С церковью народ был связан крепкими узами и Верой в Господа. Родился младенец с радостью в церковь шли, крестили его, молодые женились – церковь венчала на долгую счастливую жизнь, а молодые давали обет верности друг другу, жить в согласии, любви и благочестии. В скорбный час люди опять в церковь шли. Да и в трудные минуты шли сюда за советом, утешением и покаянием.

А сейчас остановимся немного на истории церкви. По данным архива «показания Святителя Василия Великого деревянная, холодная была строена, а когда построена неизвестно. Освящена же по благословению Преосвященного Варлаама Епископа в 1755 году».

«На место одной деревянной церкви начато строительство другой в 1785 году в ноябре и достроена в 1802 году». Престольный праздник у нас «Киевская», который отмечается 23 октября.

Здание каменное, по плану двухэтажное.

Престолов в ней три:

1. В настоящей верхней, холодной церкви во имя Святителя Василия Великого.

2. В нижней теплой во имя Святителя Николая Чудотворца.

3. В трапезе верхней холодной церкви во имя Киево-Братской Божией Матери.

Расстояние от Устюгского Духовного правления в 50 верстах. «Троицкая» Орловская в 12-ти верстах.

Священники были: Иоанн Максимович Шаламов, Александр Петрович Копосов, Михаил Платонович Соколов. Дьякон Григорий Иванович Рупышев, Николай Иванович Шаламов, Василий Васильевич Ивонинский. Дьячки: Федор Нечаев, Николай Ворошнин. Пономарь: Яков Заварин, Матвей Попов, Василий Гоголицын. Просвирья: Федосья. Псаломщик: Петр Николаевич Наумов.

Число населения 3372 человека, 1659 мужского и 1713 женского. Были иконы: Божией Матери, икона Воскресения Христова, Рождества Христова, икона Собора Архангела Михаила. Весь вышеуказанный ряд икон писан красками. Был иконостас столярной работы. Так же еще была икона Господа Вседержителя, икона Николая Чудотворца и многие другие.

Так же было две часовни. Первая при деревне «Есиплевский Починок» - во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца построена в 1902 году. Вторая при деревне «Куракинский Починок» - ныне Чеклинево. Построена в 1911 году во имя Святой Великомученицы Параскевы.

В приходе имелись школы и училища:

1. Одноклассная церковно-приходская школа – открыта в 1884 году – учительницей была Мария Семеновна Сумарокова.

2. Вотчево – Барское земское открыто в 1910 году. Учителями были: Александра Зосимовна Злобина, Августа Михайловна Соснина, Александра Николаевна Громова.

3. Томашевское земское училище: открыто в 1913 году. Учительницей была Волокитина Мария Андреевна.

4. Гарево-Починское земское училище: учительницей была Агния Максимовна Обухова.

При церкви старостой был крестьянин Пуртов Николай Кельсеевич. Закрыли церковь в 30-е годы.

Из воспоминаний старожилов:

Безбожники снимали кресты с церкви, один говорят, ушел в землю, другой хотели перековать (по приказу председателя Аккиндина Ивановича). Начался такой град, что выбило всю рожь. Одна женщина (Александра Викторовна) унесла этот крест домой, поставила в «Красный угол» на чердаке дома и град прекратился (сейчас на месте этих крестов растут березы).

Самый высокий крест (с колокольни) снять не смогли. Здание церкви больше не разрушали. Тех, кто пытался доставать кирпичи из стен церкви, строго наказывали.

При Советской власти здание церкви приспособили под склад. Сыпали зерно. В церковь свозили со всех колхозов Шасского с/с зерно, а по весне к «Маякам» (так зовется место на реке) приставали баржи, люди свозили и ссыпали зерно в трюмы, а растили рожь, пшеницу, ячмень, овес. Низкий поклон всем труженикам, не только обрадовцам, а и всей Шасске. Добрая память. Старожилы помнят, как таскали тяжести на второй этаж. Церковь построена на песках. Кирпич для постройки церкви изготовляли на берегу д. Васильево. Край деревни до сих пор называют «кирпичное». Там видны заросшие ямы, где брали глину на кирпичи. Через реку Юг была сделана подвесная дорога. В люльках кирпич переправляли на другой берег. В раствор глины для прочности добавляли яичный желток (яйца собирали у населения). После закрытия церкви, жители пытались достать кирпич из стен, и это им не удавалось, так прочно кирпичи были слеплены друг с другом. Около церкви было захоронение служащих. Сейчас на второй этаж не забраться, все внутри обвалилось. Внизу на первом этаже можно увидеть на стенах лики святых (очертания). Православные праздники чтят, особенно свой престольный «Киевскую» - 23 октября. Долго не могли узнать, почему он так называется? Оказывается, когда-то в этот день было видение иконы Киевской Божией Матери.После постройки храма стали поселяться крестьяне. Стали работать на церковь из половины (половники получали половину полученного урожая). На север от церкви это самое половниковое поле. Егор Жилин держал наемных половников. Иннокентий Яхлаков все время пел в церкви

Конечно, радостно было бы смотреть на красивые купола и крыши, жаль, что были для церквей черные времена, сотни тысяч вообще разбиты и разгромлены. А у нас есть церковь, и мы будем сюда с поклоном ходить. А церковь будет беречь покой этих мест.

Храм отражает солнце в час заката,

Краснеют бревна, пламя по Кресту, -

Уходит день. Уходит без возврата,

И, исчезая, дарит Красоту.

Благоговейно ночи уступает

Земную твердь и половодье вод.

И птичий хор его благословляет,

И белый пар кадит его уход.

Прощай, прощай! Приемлю наставленье:

Все принимать, за все благодарить,

И у межи последнего мгновенья

Вослед глядящим красоту дарить.

(И. Роман.19 апреля 2001 г., скит Ветрово).

Деревня Обрадово, как и многие забытые вологодские деревни, имеет свою богатую историю. Сейчас мы поведем рассказ о деревне, о людях, когда-то живших в ней, чем они занимались, как проводили свой досуг. Итак: деревня Обрадово, почему именно так назвали деревню? Почему она носит такое название? Есть версии:

1. «Давно, когда не было церкви, принесла река Юг своими водами на противоположный берег Обрадова икону Святого Василия Великого». А все, связанное с иконами, Богознамение, чудо. И возвели на самом обозреваемом и удобном месте – на другом берегу д. Обрадово (раньше эту местность называли пески).

2. Апостол Василий появился на горе, в честь его назвали деревню Васильево. Видит Апостол сон: за рекой стоит храм, дальше все лес. Василий очень этому обрадовался видению, вот поэтому там построили храм и деревню назвали Обрадово.

3. Вот еще одно предположение:

Может было и так!

«Когда-то эта земля пустовала

И очень долго взор людской не привлекала

Но времена все шли, да шли...

Может через 200-300 лет

Жаль, что точных данных нет.

Когда переселенцы первые пришли,

Голод, холод, нужду им пришлось испытать

О жизни хорошей им пришлось

только мечтать.

Долго, долго они собирались

Покинуть свой прежний насест,

Долго, долго они добирались

До наших окраинных мест.

Долго, долго они бродили...

Все подходящего места не находили,

Наконец-то пришли сюда.

Вот это да!

И их взору открылось

Живописное местечко,

Открытое солнцу и ветрам

Рядом текла Юг-река.

Манит, рыбу можно ловить по-утрам.

Тут же лес расстилался

стройными рядами...

Есть куда пойти за ягодами и грибами

И обеспечены будем на зиму дровами.

А, какой простор луговой:

От восхищения качали они головой.

Можно сено заготовлять

И хозяйство крепкое справлять,

Землю пахать

Добрые урожаи получать,

И по хлебу голода не знать.

Здесь решили они остаться

И с трудностями вместе справляться.

Вдруг на середину вышел он

Старый, старый, дедушка Насон»

«Все дело в том

Что я со своею семьею начну

Строить первый дом...

А, дорогие родные,

За нами начинайте

Но в работе нам не уступайте».

И с той поры

Застучали топоры

В лесу вовсю валились деревья

Так и появилась на свет

эта деревня.

Уголок России.

Музыка В. Шаинского. Слова Е. Шевелевой

Простор небесный сизокрыл,

И тишина кругом,

Мне уголок России мил –

Мой добрый отчий дом.

Стою, не глядя на часы,

Березкам шлю привет.

Такой задумчивой красы

Другой на свете нет!

Припев (2 раза):

Исполняют: Амосова Зоя Николаевна и Чебыкина Любовь Александровна.

Уголок России – отчий дом,

Где туманы сини за окном,

Где твои, немного грустные,

И глаза и песни русские.

Проходят дни, бегут года,

И где-то там и тут

Шумят большие города,

Дороги вдаль ведут.

Но сколько б ни было дорог

И беспокойных дней,

Всегда России уголок

Живет в душе моей.

Припев (2 раза).

Какой же была деревня Обрадово, что она из себя представляла? В клировой ведомости в Шасской Васильевской церкви за 1831 год имеются следующие данные:

В деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян было 15 дворов, мужского населения 41 человек, женского – 54 человека, деревня находилась близ церкви. А на 1843 год дворов 16, мужчин – 44, женщин – 60.

Постепенно деревня разрасталась, строились новые дома. По утверждению старожил до войны было примерно около 30 домов. В каждом доме наверху была избушка. Иногда в одном доме жило по 2-3 семьи.

В списке жителей деревни Обрадово, указано всего лишь около 30 домов. Дело в том, что некоторые дома ликвидировались, и на их место или рядом строились другие дома. Деревня располагалась вроде, как в два ряда, но настоящий был один ряд. Весной и летом деревня утопала в зелени трав. Люди следили за чистотой и порядком в деревне. Весной убирали накопившийся мусор за зиму, летом обкашивали сорняки, и поэтому поводу уместны были следующие строки:

До чего приятно мне

В этой милой стороне,

Все обкосишь, уберешь

По Обрадову – деревне

Как по городу пройдешь.

Обрадово – место чудесное. С севера сосновый бор, с белыми грибами, ягодами черники, земляники, брусники. С южной стороны деревни поле, сенокосные угодья, как стражи закрывают поле ивовые заросли. Наконец, течет, причудливо извиваясь среди лугов Юг-река, берущая начало в Никольском районе. На отмелях с множеством отточенных, отшлифованных камешков, белых, серых, больших и маленьких. Идешь по камушкам, они шуршат, ноги рады прозрачной, теплой воде.

Земли здесь отличаются плодородием. Очевидно, это соседство и послужило поводом для поселения здесь людей. Небольшие деревни располагались по берегам «гнездами» обычно была связана с более крупным селом или погостом, а те в свою очередь тяготели к г. Великому Устюгу.

В сенокос не только ребятишки плавали возившие копны, но и лошади тоже. Водилась рыба на радость заядлым рыбакам. Река была судоходной, по реке во время разлива ходили пароходы, завозили товары в верховье. По весне люди ждали пароходы, от мала до велика, все выходили на берег. С парохода подавали гудок, все радовались.

Песня «Юг-река».

1. Над Югом-рекой на закате

Белые чайки летят

И тает душа гармониста

От теплых улыбок девчат.

Припев: Чудесные вечерние зори

Песен все шире поток

Люблю я, как лучшего друга

Свой, небольшой городок

2. Рокочут комбайнов моторы

На наших широких полях

Как будто ведут разговоры

О, молодежных делах

Припев.

3. Здесь песни до позднего часа

Так любит свой край молодежь

Природы, прекрасней, чем наша

Не скоро на свете найдешь.

Припев.

В деревне было гумно, которое находилось с севера деревни у леса. Точило было у Федора Акиндиновича Яхлакова (он не мог ходить) его подсаживали на точило, и он точил косы, а позднее у Жилина Василия Егоровича.

Были бани, в основном черные, стояли в поле за озером. И была еще общая сельсоветская. Так же были колодцы. Каждое утро и вечер раздавался скрип колодезных журавлей. Иногда у колодца собиралось по несколько женщин, и они начинали обсуждать деревенские новости.

У колодца вода льется

Вот где критика ведется.

ziteli_obradovo_2

В вашей родной деревушке жили прекрасные, трудолюбивые люди. Они обеспечивали себя продуктами питания, одеждой, обувью, сохраняли свое здоровье. У них были свои обряды, обычаи, сложившийся семейный быт, высокая духовная культура. Называли друг друга по имени-отчеству. Обладали хорошим чувством юмора. На сенокосе или во время уборки присядут отдохнуть, и пошло веселье, а с ними усталость уходила и работа спорилась. В подарок звучит песня «Осока».

Над рекой калина спелая,

Налитая соком.

Обожгла ты руки белые

В молодой осоке.

В молодой осоке прячутся

И дожди и солнце.

Ой, кому-то нынче плачется,

А кому смеётся.

Ой, кому-то нынче плачется,

А кому смеётся.

А калина поразвесила

Золотые гроздья,

У кого-то в доме весело

За столами гости.

Гости пьют за парня русого,

За его невесту.

От чего играют грустную

Гармонисты песню.

От чего играют грустную

Гармонисты песню.

Улыбнись, слезинка скатится

Со щеки на платье.

Пусть у них всё в жизни ладится,

Будет в жизни счастье.

В молодой осоке прячутся

И дожди и солнце.

Ой, кому-то нынче плачется,

А кому смеётся.

Ой, кому-то нынче плачется,

А кому смеётся.

А какие необычные имена были у жителей деревни. Ни в одной из деревень округи не было таких замысловатых, затейливых имен, как будто жители старались похвастаться друг перед другом, давая своему ребенку необычное имя. А если родители затруднялись в выборе имени, то к ним на помощь приходили священники, но это в то время, когда была церковь. Советовали назвать ребенка по православному календарю. Прислушайтесь, как звонко и певуче звучат необычные имена: Егор, Пелагея, Нона, Акиндин, Павел, Руфина, Евлампия, Ангелина, Рахиль, Иннокентий, Агния, Парасковья, Серафима, Матрена, Фелицата, Перфирий, Афанасья и другие. Самые распространенные фамилии были: Амосовы, Чебыкины, Жилины, Художиловы, Яхлаковы.

Песня «Аленушка».

Встану рано, рано по утру

Посмотрю на ясную зарю

Расскажу я красну солнышку

Про любовь свою Аленушку.

Ах, Аленка губы маков цвет

А глаза, как будто два ручья

Никого на свете краше нет

Ах, Аленка ты любовь моя.

Ах, Аленка, ах, Аленушка

Ты взгляни хоть раз поласковей

Без тебя моя Аленушка

Нету жизни мне на всей земле.

Исполняет Пуртова Нина Александровна

Чем же занимались люди в деревне? Как и в других деревнях сеяли зерновые культуры, лен, занимались животноводством. Держали в личном хозяйстве коров, овец, свиней, лошадей, коз, кур. Сами били печи. А после того, как построили церковь, сами научились делать кирпич, печи в Обрадове были кирпичные.

Валенки катал Ямов Алексей Васильевич, участник 3-х войн. После войны, будучи, раненый, работал в колхозе, весной сеял из лукошка, а летом пас скота. Мельником был Амосов Александр Павлович. Были кролики. Кормила и ухаживала за ними Яхлакова Лидия Ивановна. На овчарне работала Художилова Ия Михайловна, Амосова Зоя Николаевна. Конюхом работал Жилин Егор Васильевич – опять же старожилы рассказывают, что у него на конюшне была чистота и порядок. Лошади стояли каждая в своем стойле, у каждой была надпись с кличкой. В прихожей конюшни висела упряжь на больших гвоздях, опять же с надписью клички лошади. Пивовар – был Чебыкин Петр Иванович. Первые трактористы до войны были: Василий Иванович Чебыкин, Николай Павлович Чебыкин, а после войны Василий Егорович Жилин, Художилов Василий Николаевич, Дернов Николай Викторинович. Кузнецом был Николай Андреевич Чебыкин. Долгое время на откормочных телятах работал Яхлаков Василий Иннокентьевич. Портнихой была – Чебыкина Мария Андреевна. Столяром был – Художилов Василий Григорьевич. Сани, телеги делал Художилов Александр Иванович. Так же были лавки – торговал Чебыкин Николай Павлович до войны, а последнее время долго работала в магазине Художилова Нина Александровна. Пекарихой работала Мария Андреевна Чебыкина. Она пекла очень вкусный хлеб, большими караваями. Она сама была опрятно одета, идет в магазин с корзиной караваев закрытых белейшими полотенцами, а подростки, ехавшие с работы на лошадях, здоровались с ней, называя ее по имени и отчеству. В последние годы работали Шороховы Людмила Александровна и Иван Александрович.

Опытными пчеловодами были Жилин Егор Евгеньевич, Яхлаков Иннокентий Александрович, Художилов Алексей Павлович.

Ветеринарами работали – Художилова Екатерина Николаевна, Художилов Алексей Павлович. К фельдшеру сначала ходили на Томашево и на Березовку. А потом в Обрадове в доме батюшки был медпункт. В 50-е годы открылась больница. В больницу возили с разных деревень, даже из Кировской области. Фельдшером был Василий Александрович Зеленин, Тамара Зосимовна Воробьева. Долгое время фельдшером работал Пашинский Николай Иванович. Потом больницу закрыли, снова тал медпункт, а в 1980 году медпункт перевели в Томашево. Санитарками работали Дернова Мария Петровна и долгое время работала Пашинская Нина Михайловна. Акушеркой очень долго, до выхода на пенсию работала Чебыкина Антонина Федоровна. Медсестрами работали Щукина Зинаида Ивановна, Пуртова Фаина Петровна, Курилова Галина Арсентьевна и другие. Они вдохнули культуру в жизнь деревни. В школе была сцена, выступали, ставили спектакли, интромедии, проводили вечера. Был клуб, заведующей клубом работала Чебыкина Нина Александровна. Так же работала Легостаева Валентина Васильевна. Клуб был на хорошем счету. Ездили на смотры в г. Великий Устюг. На почте работал Чебыкин Николай Павлович, долго работала Зорина Мария Андриановна, она еще работала и в Томашеве, когда перевели в Томашево. Художилов Алексей Иванович работал бухгалтером в конторе. Художилова Валентина Михайловна, Яхлакова Антонина Егоровна работали на телятнике. Чебыкина Галина Всеволодовна работала на овчарне, а потом на почте, почтальоном до выхода на пенсию. Дернов Викторин Григорьевич работал председателем с/с и лесником. Чебыкин Николай Григорьевич работал бригадиром. Чебыкина Александра Васильевна – бухгалтером сначала в колхозе, а потом в совхозе «Обрадово». Молодым специалистом приехала Дербина Александра Петровна – работала главным зоотехником. Жителей деревни Обрадово называли «обрадовцами».

Многие жители за свой добросовестный труд были удостоены наград: Жилин Егор Евгеньевич был почетный колхозник, Чебыкина Юлия Николаевна, Чебыкина Анна Павловна, Жилин Егор Евгеньевич были награждены за доблестный труд во время войны. Может, кого и не упомянули, но все с утра до ночи трудились. Низкий вам поклон.

Заросли крапивушки двудомной

Лебедой заросший огород.

Здесь исконно русский, тихий, скромный

Приютился некогда народ

Скрипнула калитка, тихо плача.

Ветер – разгуляй свистит в трубе.

Жили здесь и горе, и удача

В каждой покосившейся избе.

Здесь пахали, сеяли, сажали

Все, что принимала

мать-земля.

Сколько вас по матушке

России

Брошенных, ненужных деревень.

Деревенька, русская деревня

Ты в сердцах людей,

как чудо-песня,

Как безмерно горькая печаль.

Песня «Родная деревня».

Исполняет Художилова Татьяна Николаевна.

1. Край отчий край древний

Где травы как лилии

Я в этой деревне

Родился счастливым

Я с этой землею

На век породнился

Здесь прошлой весною

Впервые влюбился

Припев: Деревня, тебе я родная

Как маме, добра пожелаю

Как милой, любви пожелаю

Всем сердцем, деревня родная

2. Проснется деревня

В серебряном дыме

Шепнут мне деревья

Заветное имя

А в поле широком

Хлеба золотятся

Вдвоем ненароком

Легко затеряться

Припев.

3. Край отчий, край древний

Березы, рябины

Пройду по деревне

В душе именины

Летит словно стая

Годов вереница

Деревня родная

Святая землица

Припев.

В 1930 году проводилась правительством работа по организации колхозов. Ямов Алексей Васильевич вступил в колхоз «Луч» сдал 3 коровы, лошадь с упряжью. Малолетних привлекали на колхозные работы: прополка зерновых (раньше ядохимикатов не было), ручная жатва, сбор колосков, боронование паров, возка навоза. За каждым была закреплена лошадь (кто мог управлять). Обязаны были приводить и уводить лошадь с поскотины и обратно для работ. Встать надо было рано, до восхода солнца. Летом тоже продолжали выполнять колхозные работы, загребание сена, подвозка копен к зароду. Первым председателем колхоза работал до войны Амосов Павел Васильевич, бригадиром работал с починка Художилов Александр Степанович, позднее работала Чебыкина Антонина Ивановна, Амосов Александр Павлович.

Техники не было, работали на лошадях. Сложно было убирать хлеб конным приводом. На косилку садились два человека, один управлял лошадьми, их было две, другой граблями сбрасывал на землю солому с колосом, потом ее связывали в снопы, в суслонах сушили, а потом свозили на гумно и молотили машиной, которая приводилась в движение опять лошадьми. Ранее молотилку приводили в движение вручную четыре человека, по два человека на ручке с обоих боков. А ранее машины молотили цепами (молотилами).

Каждая семья имела свое подсобное хозяйство. Сеном снабжались сообща. Когда заканчивался сенокос, на неугодьях, общиной заготавливали сено для себя. А луга, кусты все косилось и шло в совхоз или колхоз. Вначале основания колхоза на фермах был полностью ручной труд. На одну доярку приходилось по 12-16 коров. Доярки кормили, поили, доили коров, навоз отвозили, пилили дрова, для того чтобы затопить печку и нагреть воды. Летом сами пасли коров в лесу. На вожаках были навешаны ботала, т.е. колокола. Вставали в четыре утра и поздно возвращались домой. Была 3-х разовая дойка.

Так же в Обрадове было и овощехранилище. Выращивали картофель, огурцы. Огороды были на «Грязнухах», а капусту садили у реки. Стены в домах не оклеивались. Обрадово сначала было ближе к реке. Но река поменяла русло, стала затоплять, и жители переселились. Обрадово пристроилось к Ирхину.

До войны были помочи. Ходили женщины мыть к Пасхе стены и потолки в домах за 5 копеек. После этого рассказывают старожилы-старушки «пойдешь в лавку и купишь кашемировый платок». А когда мыли над печью девки, так им говорили

Какое над печью мытье,

Такое замужем житье.

Так же еще и навоз отвозили, кто отвозит, кто прячет, все делали на лошадях. Как все сделают, делают еду, садятся за стол. Принесут «саламат» (это нарубят галанки, посолят, поставят в печь). Когда она упарится, положат масла и выносят на стол.

Молодежь посылали на сплав и женщины ходили: дома по реке, на Северную, в Сусоловку, в Гаврино, на Запань. Даже частушка того времени сохранилась.

В Сусоловке жить неловко,

Дома хуже и того

В Сусоловке хлеб с картошкой,

Дома нету и того.

Семьи, как до войны, так и после войны были большие: у Жилина Василия Егоровича – 7 детей, у Чебыкиной Юльи Николаевны – 4, у Художилова Алексея Ивановича – 5, у Яхлакова Василия Иннокентьевича – 7, у Дернова Виктора Григорьевича – 6, у Пашинского Николая Ивановича – 6, у Чебыкиной Антонины Федоровны – 4, у Яхлаковой Агнии Федоровны – 5.

Школа вначале была церковно-приходская. Школа располагалась в бывшем доме дьякона, учились до 4-го класса, а семилетка была на Слизовице. В школу ходили с Починка, Подсараевицы, Обрадова, Ирхина, Баранова. Учителями были Анна Андреевна и Пантелеймон Васильевич Полутовы, так же начинала учить Художилова Валентина Прокопьевна, потом она работала техничкой, еще долгое время учителем до закрытия школы работала Жилина Зинаида Ивановна. Была в Обрадове и библиотека – много лет там работала Козлова Тамара Никифоровна. Все лога, поля, полянки, дороги, как и люди имели тоже свои имена. «Жилинское», «Огашино сельцо», «Подполица», «Иверенская», Грязнухи», «Заосичье», «Взвоские полянки», «У Малков», Квасница». Были озера очень глубокие. Озеро «Слобода» (ходили полоскать белье на него). В бору были дороги, тоже имели свои названия: «Банная», «Нижняя», «Средняя».

Песня «Дороги России».

Дороги России, России моей,

Как белые крылья её лебедей.

Обнимут, поднимут, развеют печаль.

Дороги России, бескрайняя даль.

Припев: Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где в колодце святая вода.

Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где в колодце святая вода.

Дороги России - ромашек луга,

Дожди проливные, по пояс снега.

Сойдутся на миг у родного крыльца

И снова дорогам не видно конца.

Припев. Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где кукушка считает года.

Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где кукушка считает года.

Дороги России - сплетение рек,

Берёзы густые подарят ночлег.

Обнимут, поднимут, развеют печаль

Дороги России, бескрайняя даль.

Припев. Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где на счастье упала звезда.

Куда вы ведёте, дороги, куда,

Туда, где на счастье упала звезда.

А потом настал 1941 год.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!  

Сколько ушло на войну и погибло, к сожалению, данных нет, а вот вернулось, по словам старожилов, всего 4 человека. Вся тяжесть с/х работ легла на женские плечи. Остались молодые вдовы и не вышли больше замуж: Художилова Серафима Николаевна, Чебыкина Юлья Николаевна, Чебыкина Анна Павловна, Тархова Юлья Алексеевна, Чебыкина Афанасья Степановна. О Победе узнали из с/с. Выходного не было, все работали.

Но, несмотря на все трудности жизни, люди не унывали и умели веселиться.

Будто бы ковром листвой опавшей

Устланы тропинки у крыльца,

Праздник наконец-то и на нашей

деревенской улице настал.

Праздник – нараспашку все ворота,

Праздник – в каждом доме пироги,

И уже опробовать охота

О кол, а не жмут ли сапоги?

И не западают ли у старой

Да бывалой хромки голоса?

На повети до смерти устала,

В уголочке горбится коса.

Отдыхают грабли – было дело и граблям.

Пойди, взгляни в луга:

Там скирда дородная присела,

тут лобасто выстали стога.

А вдали – отрадою для взгляда

Озимь... И давным уже давно

Золотом поблескивает в складах

Убранное вовремя зерно.

И с отавы скатаны дорожки льна

Руками женщин да девчат.

И дворы – теплы. И от картошки –

Слышите? – хранилища трещат.

И не грех сегодня нам, пожалуй

Пожелать веселья, мы ль не мы,

Чтобы он ломился, стол Державы,

Отдыха не ведали с зимы?

Сеяли, равняясь, друг на дружку,

Жали, полагаясь на колхоз:

За морем телушка-то полушка,

Это так, да дорог перевоз.

Полыхай праздник! Кофты алы

Споры жарки – и поймешь не вдруг...

Тетку Анну – первую доярку.

Так и подмывает выйти в круг.

Выйди Анна! Не тебя ль гармошка кличет?

На половочку ступи

С каблучка и орденом – не брошкой.

Завидущих самых ослепи!

Выйди! Мы ведь тоже не ударим

в грязь лицом

Приколотые в ряд

пусть и наши старые медали

с новыми поговорят.

Дрогнут, прозвенев по-молодому,

Чтобы звон тот на душу упал

Тем, кто позабыл дорогу к дому

И на праздник этот не попал.

Молодость отпечаталась в сознании наших людей так ярко, что только диву даешься, насколько свежи, полны конкретных деталей воспоминания о праздниках и гуляниях, о захватывающей радости совместной работы, о подругах и ребятах-товарищах. В календарных праздниках непременно присутствуют состязания в силе и ловкости.

В праздники жители окрестных деревень сходились на гулянья к церкви в Обрадово.

Песенка туристов. А.Суханов (из к/ф «А зори здесь тихие»). Исполняет Пуртова Нина Александровна.

Снова идет ночь над горами сонными,

В дымке костра светят глаза ребят.

Ветер затих вместе с последней песнею,-

Видно ушел где-то искать тебя.

Вот бы им всем вдруг забрести нечаянно

В эти края, где ледники шумят,

В разных краях много друзей встречаю я,

Но почему нет среди них тебя?

Буду искать, буду в пути надеяться,

Пусть сотни лет вслед за тобой пройду.

Буду искать, мне ведь немного верится,

Что и тебя в дальних краях найду

Варили пиво после уборки, на октябрьские гулянье было, собирали людей, резали овцу и варили суп. Такие вечеринки называли еще «складьеньями».

В Рождество ворожили, наряжались, зеркало ставили, на кресты бегали, в колечко смотрели. Мода была гуляшами ходить. Одевались всяко: как медведь, в ведьму, раскрашивали себя сажей, со ступой бегали как баба-яга. Обязательно с корзиной и бураком. В корзину пряники, конфеты, печенье ложили, а в бурак браги наливали. Устраивали в этот день пляски. На пляски иногда бурлом заходили, бывало и лампы керосиновые сшибали. Молодежи не отказывали: говорили - пускай пляшут. Молодежь, как и теперь, озорничали, но по-доброму. Стариков не обижали, хотя в окошко стучали привязанной луковицей. Бывало и поленницы раскатывали, и сани на крышу затаскивали.

В Крещение ходили к проруби.

В Масленицу «бобра катали». Молодых после года женитьбы катали на санях по деревне и требовали выкуп (водку). Так же в Масленицу катались парами: парень с девушкой по настланным шестам на Пестове. Требовалось большой смелости и сноровки. На катушку ездили. Девки в разноцветных шалях сидели в санях. На лошадей надевали нарядную, праздничную сбрую. «Всю неделю ходят, ходят, а в понедельник говорят «пойдем кости собирать». В Масленицу ездили с самодельной печкой в Ивонино. Не обходилось и без блинов. На блины в Масленицу зятья ездили к тещам. В Курденьге, на озере делали кружало.

А Пасху ходили Христа встречать, много собиралось народу. Так же катали яйца. Устанавливали качели в соснах у клуба. Молодежь была смелой и отважной, как правило, на качель вставали тоже по двое, их раскачивали, привязанными, вожжами, иногда так раскачают, что качели переворачивались через слегу. Внизу хохоту было. Все-таки стоит сказать, что были и драки, между шассянами и шолжаками. Даже частушки пели:

На гуляночку пришла

Не повидалась с миленьким

Забинтована головушка

Платочком биленьким.

Мы ребята хулиганы

С Юга быстрыя реки

Нам не надо трехфунтовок

У нас остры кулаки.

«Наша маленькая шаечка

Шали, шали, шали,

Нашу маленькую шаечку

Никто не шевели».

В 20-е годы в Пасху молодые и старые ходили в церковь. А первое Мая ходили на «Илину» на берег реки Юг в Томашево. Были лавки – торговали, прилавки были сделаны, сцена была – выступали. Весь сельсовет собирался.

В Гулящее заговенье ходили за реку на берег, в Ершовский луг. Приезжали с товаром. Поэтичен мир народных земледельческих праздников: цветы и травы, девичьи гадания о суженом. Вся природа заодно с играющей молодежью. Это у нее, у природы, у тайных ее сил, вызывающих к жизни, и рост и цветение всего живого. 10-11 июля, в канун Петрова дня гадали. Крапиву надо заломить, нагнуть и сказать: «Будет ли мой суженый?» Если крапива встанет, то желание сбудется. Или цветы трав разных – разных, связать букетиком и под голову положить. Суженый и присниться, должен прийти за букетиком. С Петрова дня начинается сенокос.

Помню деревню и в поле овес

Помню родные просторы

Маленький домик, средь белых берез

На окнах резные узоры.

Помню я пестрое стадо коров

И пыльную нашу дорогу

Гулянье народное в праздник Петров

И звон колокольни в подмогу.

В праздники парни и девушки ходили и в другие деревни на пляски, и в своей деревне плясали. И не только молодежь ходила. Ходили на пляски в Ершово, на Пестово, на Ивонинскую мельницу, в Подсараевицу, в Томашево. Имой откупали избы, в Ершове у Вани Лучникова. В Обрадове у Яхлаковой Агнии Федоровны. В Обрадове из многих деревень приезжали, даже из Шолги. Старушки приезжали на лошадях на санях-дровнях.

Свадьба была центральным, наиболее ярким событием в жизни женщины. С детства готовили, воспитывали в девочке будущую жену и мать. И это не мудрено: ведь духовные и материальные начала семьи были в руках женщины-хозяйки. Здоровье всех членов семьи, их счастье, благополучие, часто зависело от того, насколько готова она была исполнять свои нелегкие обязанности. Поэтому традиционный, свадебный обряд призван был утвердить в сознании брачующихся в первую очередь невесты, важность и ответственность, равно как и необратимость происходящих событий.

Свадьба длилась не один день. В свадебный цикл входили сватовство, малые смотрины (во время «смотрецов» стороны окончательно уговаривались о дне свадьбы, количестве гостей, даров приданого, «срок» - в срок невеста шила дары родне жениха), «большие смотрины», на которые невесту торжественно передавали жениху, венчали, «спережины» и пир в доме жениха. Пир длился два дня. После чего ехали на перегостку к родственникам невесты. В старину говорили наши бабушки: «Краса до венца, а ум до конца».

Звучит песня «Я деревенская».

Исполняет Чебыкина Любовь Александровна.

Я помню, прошлым летом, ты милый проходил

Зачем теперь заметил, со мной заговорил

А нынче до рассвета хмелеешь без вина

И я на всё на это, сказать тебе должна

Припев:

Я деревенская, Я деревенская

Ты не смотри вокруг, ты погляди сюда

И спеть смогу, и сплясать смогу

А полюблю кого, так навсегда

Моя такая доля, полюблю так навсегда

2. Меня моим подружкам, за пояс не заткнуть

Мне муж конечно нужен, но никакой-нибудь

Ты с городом прощайся, и сердце не тревожь

Такой, как я хозяйки, теперь и не найдешь.

Припев.

3. Деревня, то ли дело, там некогда скучать

И церковь уцелела, и есть, кому венчать.

А ты назло соседкам любовью не скупись

Я нарожаю деток, ты только шевелись.

Припев.

Жители деревни Обрадово в праздники любили петь русские народные песни. Особой популярностью пользовались следующие песни: «Хасбулат удалой», «Стенька Разин», «Коробочка», «Чудный месяц», «Озеро».

Вот одна из них. «Озеро».

Словно сердце, озеро глубоко,

Струйки плещут за кормой.

И высоко в небе одиноко,

Кружит ястреб над водой.

Вот увижу милую я скоро,

Вместе будем в лодке плыть.

Эх, озера, широки озера,

Мне вовек вас не забыть.

Не видал ее четыре года.

Весла поднимаем в лад,

Пусть, то буря, пусть то непогода,

Я не поверну назад.

Если ты другого полюбила,

Если ты в чужом краю,

Все, что было, все, что позабыла,

В лодке над водой спою.

Нету шире водного простора.

Что же мне теперь грустить.

Эх, озера, широки озера,

Мне вовек вас не забыть.

Плясовые песни пелись на святочных игрищах; в избе, или весной на улице, на гуляньях. Собирались девушки, начинали плясать, пока парни не пришли с гармошкой, были в Обрадове и тальянки. Плясовую в Обрадове пели «На болоте голубика голуба». Кроме плясовых песен, под гармошку исполняли и частушки-припевки.

На Обрадове – дороженька

Дугой, дугой, дугой

Раньше было интересно

А теперь махнем рукой.

Мы в Обрадово ходили

Ничего не прибыло

Только ноги наломали

Да ботинок убыло.

Обрадовска игра

По лесу раздавалася

Как играет хорошо

Стояла любовалася.

Перепляс, приглашает всех. Молодежь любила играть в игры: в шляпу, в кости, в карты, в перышки, восьмерками ходили, метелицу плясали.

А сколько было тогда гармонистов...

В каждом десятом дому

Каждый наигрывал мотив свой неистов

Известный ему самому.

Были в деревне гармонисты: Жилин Василий Егорович, Художилов Алексей Иванович, Амосов Александр Павлович, Жилин Александр Георгиевич.

За ягодами ходили на «Бельково», наряжались понарядней, фартуки вышивные надевали.

В зимнее время на посиделки ходили с прясницами. Вязали чулки, гольфы, носки, рукавицы, шили, ткали, пряли шерсть, вышивали.

Радио в деревне появилось после войны, а электричество в середине 60-х годов.

С годами жителей становилось все меньше и меньше. Тяготы жизни и бытовая неустроенность, отсутствие дорог, школы, стремление к учебе, заставили людей уезжать в города. Много хороших людей вышло из деревни, получили образование. Честно и добросовестно служили и служат Родине. Давайте назовем семьи: Яхлаковых, Дерновых, Жилиных, Амосовых, Художиловых, Пашинских, Чебыкиных. Последней из деревни уехала Чебыкина Галина Всеволодовна.

Стихотворение «Избушка» Саркисяна В.

Костер. Овраг. Горушка.

И среди крывых ракит.

На горушке той избушка

Одинокая стоит.

Мы промокли, мы озябли

Нас трясет озноб и жар.

Принимай гостей хозяйка

Ставь хозяйка самовар.

Ни привета, ни ответа

Ни собаки, ни кота

Тут теперь хозяин ветер

А хозяйка – пустота.

Что еще? Ухват, корыто,

Лавка, валенок, кровать...

От привет былого быта

Можно в голос зарыдать.

Станет муторно и душно

От дурного миража

Ах, избушка, ах избушка,

Одинокая душа,

Неказиста, неприметна,

Обветшала от невзгод

И тебя порывом ветра

Скоро ветром унесет.

ДомУвы, сколько на Вологодчине таких вот маленьких деревенек, сегодня позабытых! В таких деревнях жили наши прадеды и деды, были молодыми, влюблялись, рожали детей, в гости ходили друг к другу.

Земля отцов и дедов, та земля,

Где кустики ольховые в межполье,

Дала мне все, ничем не обделяя:

Ни радостью, ни гордостью, ни болью

А под ногами глина, да песок,

Да в вперемежку скудные подзолы

Не первый для меня ржаной кусок

Взращен на этих пашнях невеселых.

Это она, родная земля, по-матерински вскормлена и вырастила нас «не обделяя ни радостью, ни болью». О преданности отчей земли говорили, как о само собой разумеющемся долге.

Без этих ольх, что скромно так цвели

Без этих глин, что в детстве так месили

И без любви к углу такой земли

Откуда взяться и к любви России?

Вот почему березы для меня

Да и для всех отзывчивых и чутких.

Белеют всюду, словно письмена

Далеких предков, свернутые в трубки.

Глубинка милая, село родное!

Просторы, небо голубое,

Вернусь в село я, радостно взгляну

И запах родины

Я с трепетом вдохну.

Гонит ветер поземку по опустевшей и ставшей бесхозной деревне, перегибает некошеную траву. А какие здесь места и просторы. Уехали жители, покинули обжитые места предками. Хорошо сказала поэтесса Вера Багрецова.

Немногословные деревни моей Родины

Золотые звоны Руси моей.

Бытие наше. Не потому ли

опустевшие дома,

как опустевшие души.

Под дождем ночью плачут деревья

Тихо слезы роняют ветки

На селе не играются свадьбы

На селе не рождаются детки.

Исчезает деревня, уходит.

Срок придет – и не будет на свете.

Как она уцелеет, воспрянет.

Если в ней не рождаются дети?

Нас там нет, но осталась рябина

Прежней жизни мятежная память.

Будто чья-то надежда на диво:

Устоит, не исчезнет, воспрянет?

Петушиного крика не слышно,

Умирает деревня – так вышло,

Будто матушка – Русь умирает.

Давайте будем надеяться на лучшее.

Будут плыть в небе радуги,

Будет день, будут праздники

И шагнут внуки, правнуки

Дальше нас.

Всем жителям этой деревни хочется пожелать здоровья, счастья, благополучия, долголетия, мира. Не забывайте свои родные места, хоть изредка навещайте, не теряйте кровной связи с родной землей. И куда б вы не уехали, вам постоянно будет сниться родная деревня, дом родной, просторы.

И куда б ты не уехал

Будет сниться

Будет звать сторона лесного эха

Дом родной, отец и мать.

Навсегда прописан сердцем

Край ромашек и берез,

Где твое осталось детство,

Где когда-то жил и рос.

Может, есть места и краше

Только мне милей всего

Место русское, родное наше

Где детство босоногое прошло.

Песня «Снится мне деревня».

Не такой уж звонкий мне достался голос

Но хотелось очень мир мне посмотреть

И однажды утром в суматошный город

Я уехал, чтобы песни городские петь

Припев: Сам себя считаю городским теперь я

Здесь моя работа здесь мои друзья

Но все так же ночью снится мне деревня

Отпустить меня не хочет родина моя

Там горячим хлебом пахнет в доме нашем

И бежит куда-то под горой река

И дорогу гуси переходят важно

И в овраге шмель мохнатый

Пьет росу с цветка

Припев.

Там стеной зеленой бор стоит в июле

А зимой равнина вся белым-бела

Городские песни целый день пою я

А душа ждет не дождется, чтобы ночь пришла

Припев: Сам себя считаю городским теперь я

Здесь моя работа здесь мои друзья

Но все так же ночью снится мне деревня

Отпустить меня не хочет родина моя

Сам себя считаю городским теперь я

Здесь моя работа здесь мои друзья

Но все так же ночью снится мне деревня

Отпустить меня не хочет родина моя

Исполнила Пуртова Нина Александровна.

Где бы ни были мы

Не забыть дом родимый

И прохладу ручья,

Хороводы берез

Желтой нивы игру

С ветерком шаловливым

Соловьиный рассвет

Всем знакомый до слез.

Жители деревни приехали поздравить коллектив «Русская песня» из Чернево.

hor_2

Затем было дано слово гостям; жителям деревни Обрадово. С поздравлениями и приветственным словом выступила Чебыкина Александра Васильевна, так же выступила библиотекарь Шасской библиотеки д. Слизовица Ямова Ольга Анатольевна и подарила стихотворение жительницы д. Слизовица.

Деревне Обрадово.

Ты видна издалека.

С трех сторон течет река.

Точно в чане из песка

Поселилась на века.

Лес могучий за спиной

Ограждает, как стеной

От ветров с холодным снегом,

От татарского набега.

Наводнение – это благо.

На полях оставит влагу.

Рассчитав залив реки,

Стали строить мужики.

На таком красивом месте

Жить без храма, как без песни.

Возвели хоть деревянный,

Но не менее нарядный!

В честь угодника Николы.

И никак нельзя без школы.

Лавка сразу появилась

И пекарня пригодилась.

Словом, все пошло на лад,

Топоры весь день стучат,

Строят теплые дома –

Здесь суровая зима.

Не одно сменилось вновь

Поколенье мужиков,

До сих пор дома крепки,

Хоть стоят вблизи реки.

Чебыкина Антонина Федоровна прочитала стихотворение Тележкина.

В краю недальнем под горушкой

Кудрявясь кожей горбынька

Стоит знакомая избушка

В ней ни дымка, ни огонька.

Она ветшает год от года.

Обвил крылечко дикий хмель,

Не звякнет тяжкая щеколда

Не прогундосит журавель.

Пускай к воротцам нету следа

Сошла на ней живая речь

Я все равно сюда приеду

И натоплю пожарче печь.

Напьюсь чайку из самовара

К окошку сяду, чем не рай,

Придут соседи тары-бары

Продай наследство Николай.

Дай полтысячи соседка

С лихвой хватило б на долги.

Глядят со стен немые предки

На невеселые торги.

Отец, маманя и сестренка

Прослыть изгоем не решусь

Продам я старую избушку

Я целой Родины лишусь.

Так же Антонина Федоровна спела еще частушки собственного сочинения.

Пароходики

На реке ломайте лед,

Дайте мне повеселиться

Может быть последний год.

Скоро будет, нас не будет

Взгляните, вспомяните

Кого ругать – то станите.

Где же молодость моя

Куда она девалася

В участковой-то больнице

У больных осталася.

Где мы, где мы не бывали

Где мы не работали

В участковой-то больнице

Времечко коротали.

В участковой-то больнице

Печки рано топятся

Девки жаретники жарят

С суднами торопятся.

Что нам горю поддаваться

Весить буйну голову

Все равно придется ехать

На чужую сторону.

На чужой сторонушке

Поклонишься воронушке

На своей-то стороне

Ворона кланяется мне.

Умирать-то неохота

Скоро очередь моя

Ящик водки бы поставила

Кто б умер за меня.

У Антонины Федоровны приезжала на праздник внучка с дочкой. А ей будет правнучка, она тоже исполнила песню.

Бортник Катя исполнила песню «Светит месяц». За песню Кате был вручен подарок.

Так же было предоставлено слово депутату Орловского поселения деревни Томашево Пашинской Зое Сергеевне. Она поздравила присутствующих с тем, что все здесь собрались. Так же она вручила букеты с цветами коллективу «Русская песня», коллективу «Ивушка», организаторам встречи.

Старожилам, которые до сих пор живут на территории сельского поселения были вручены небольшие подарки: это Чебыкиной Антонине Федоровне, Пашинской Нине Михайловне, Шороховой Людмиле Александровне, Художиловой Нине Александровне, Шпикиной Рахиль Васильевне.

ziteli_derevni_4

Были очень теплые встречи. Вот один момент. Встретились давние знакомые.

ziteli_derevni_5

В Обрадове была выездная торговля. Так же после сценария угощали всех ухой. Уху варили прямо там.

prazdnik_6

И в заключении хочется поблагодарить от всей души всех жителей деревни Обрадово за то, что вы откликнулись на нашу просьбу и приехали на эту встречу. Кроме того, и тех, кто мне помог в организации это: старожилы деревни, рассказавшие историю деревни; коллективы «Русская песня», «Ивушка»; гармонистов Амосова Рафаила Александровича и Пуртову Нину Александровну; спонсоров Меркурьеву Надежду Михайловну и Щукина Василия Александровича в оказании материальной помощи. Огромное всем спасибо.

Редко друзья нам встречаться

приходится

Ну, а когда довелось

Вспомни, что было

И выпьем, как водится

Так на Руси повелось.

Давно известно без тоста жить нельзя «Давайте выпьем за деревнюшку друзья». Праздник, веселье продолжалось до самого вечера. Все жители благодарили за эту встречу.

Используемая литература:

• Частушки собственного сочинения – Чебыкина Антонина Федоровна.

• Стихи писателей: А. Романова, Н. Веселовой «А без деревни я несчастная», В. Лебедева «Покинутые деревни», О. Фокиной, В. Саркисяна «Избушка», Н. Рубцова «Тихая моя Родина».

• История деревни (со слов старожил): Пашинской Н.М., Художиловой Н.А., Меркурьевой Л.А., а также она представила схему деревни.

• Материал про церковь из буклета «Шасская Васильевская церковь», сделанный Барсуковской Ю.Ф.

• Фотографии представила Чебыкина Н.Ф.

• Составитель: Чебыкина Н.Ф., библиотекарь Томашевской б/ф № 28.

<< Предыдущая - Следующая >>



Источник: http://www.vulibrary.gledengrad.ru/rodina/139-2013-06-03-10-42-57.html?start=2


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Современная малая проза В сторону дневника: Константин Танцевальная конкурс томск

Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке Стих в одной малой тихой деревушке

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ