Пора красавица проснись открой стих

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.Ф.НЕШУМОВА
г. Москва

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Предыдущий урок строился на материале фрагмента книги В.М. Букатова «Летопись бессмыслиц в поэзии А.С. Пушкина» (М., 1999), посвященного стихотворению «Узник» (он был опубликован в газете «Русский язык» № 38/99). Дети познакомились с методикой чтения и постижения смысла стихотворения путем разрешения вопросов, возникающих у внимательного читателя. Поэтому домашним заданием к предлагаемому уроку был поиск «темных», непонятных мест, ставящих перед юными читателями вопросы, а также письменная запись в тетрадях вопросов, касающихся содержания стихотворения «Зимнее утро». Другим обязательным заданием было найти слова и словосочетания, которые показались ученикам странными с точки зрения современного русского языка.

Детские вопросы были такие: о значении словосочетания северная Аврора и слов вечор1, нега; почему о мгле сказано, что она носилась2; почему о взорах, как о глазах, сказано, что они закрыты негой, почему сказано, что взоры сомкнуты, а не сомкнутые, и т.д. После разрешения детских вопросов я предлагаю классу подумать над моими:

1. Сколько героев в этом стихотворении?

Один и тот же ли человек назван обращениями друг прелестный, красавица, друг милый и местоимением ты? Отвечая на этот вопрос, мы выяснили, что героев в стихотворении два: так называемый лирический герой и та красавица, к которой обращено все стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно ее, красавицу, он называет друг прелестный, друг милый (пришлось даже побороться с анекдотическим толкованием, что красавица – это... Арина Родионовна).

2. Сколько описаний пейзажей вы можете различить в стихотворении?

И тут оказалось, что в стихотворении их не два, как обычно выделяется (сегодняшний, ясный, и вчерашний, с бурей), а три, поскольку сегодняшний, спокойный, описан дважды. Ниже мы предлагаем свой вариант объяснения этого факта.

3. Какие слова в стихотворении говорят читателю о времени совершающихся событий?

(Солнце, день, Аврора, звезда, вечор, (= вчера вечером), луна, нынче, поля пустые; леса, недавно столь густые.) Интересно выполнить задание – расположить на временной прямой «события» стихотворения.

Урок строится как свободный обмен мнениями, поэтому мой вариант прочтения стихотворения, предлагаемый ниже, воспринимается как один из возможных, а свой собственный дети должны дома записать в виде сочинения на тему «О чем, по моему мнению, написано стихотворение Пушкина “Зимнее утро”?».

Вот каким видится содержание этого стихотворения мне:

  • Самая сильная привязанность поэта, в которой он признается в этом стихотворении, – берег, милый для меня. Берег надо понимать не только в значении ландшафтно-географическом, а скорее как синоним слов предел, сторона. Но родимая сторона – обезличенный образ коллективной привязанности, если можно так сказать, т.е. наша родимая сторона, а тут – с предельной степенью интимности: берег, милый для меня, т.е. дорогое моей душе место – дорогое как воспоминание или как теперешнее обиталище милых сердцу людей – этого не говорится, возможно и/или то, и/или другое.

  • Но главное, что этот берег возник в самом далеком от «сейчас» (нынче) – настоящем времени стихотворения. За ним на временной прямой – время конца лета – начала осени (леса, недавно столь густые). И только уже потом – вчерашняя непогода (вечор).

  • Контрастное описание нынче и вечор занимает в стихотворении основное место, но самая притягательная строчка стихотворения – берег, милый для меня, он был недоступен вчера и пока еще сейчас. По-моему, в этой строчке лежит главный магнит стихотворения. Ведь все стихотворение – это монолог человека, уговаривающего друга милого, красавицу наконец проснуться, чтобы тотчас отправиться вместе с поэтом туда, к берегу, милому для него. То, что встретится на пути к этому берегу, описано дважды: сначала как притягательная красивая картинка, потом – как то, что вовсе не обладает красотой само по себе, но что наполнено неизъяснимой притягательностью, будучи проникнуто чувством и желанием поэта. Эти два описания одних и тех же объектов контрастны. Первое исполнено красок, точных подробностей, второе – бегло, предельно обобщено:

    1. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит.

    2. Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет...

    3. И речка подо льдом блестит.

    1. По утреннему снегу...
    поля пустые

    2. ...Леса, недавно
    столь густые

    3. Берег,
    милый для меня

Правда, последняя пара уже описывает не одни и те же, но близкие, сопряженные объекты: возможно, этот берег милый стал доступен после мороза, благодаря льду, под которым блестит речка.

Сначала описание богато всеми цветами и оттенками, а потом оказывается, что навещать поэт отправляется вовсе не великолепные ковры блестящих на солнце под голубыми небесами снегов, а – поля пустые. И становится заметен общий контраст скромных красок, выбранных для описания мира поэта (веселый треск натопленной печи, лежанка, санки, кобылка бурая, за этим бытом выстраивается и второй, скромный пейзаж) и блестящего мира красавицы. Для нее и сравнения с северной Авророй, звездой севера, и описание глаз, которые названы старинным словом взоры, и комната напоена янтарным блеском (с этим янтарным блеском в палитре стихотворения, конечно, соотносится бурый цвет кобылки). Именно для красавицы дан первый, пышный пейзаж. Но красавица эта не просто красавица, не просто друг прелестный. В конце стихотворения мы узнаем, что это друг милый, очень близкий человек, и его чувства человечески просты: с ним делилась печаль в непогоду (и ты печальная сидела), с ним надеются разделить радость свидания с милым берегом.

А самый поэтичный пейзаж – во второй строфе. Он описывает только небо: вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела – ни поля, ни речка, ни ель тут не описаны; они и невидимы при такой непогоде. Утром они исчезают: остаются только солнце и голубые небеса, и теперь уже видна земля и ее снега, поля, речка и лес.

1 Вечор – вчера вечером.
2 Н.М. Шанский объясняет этот удивительный образ, опираясь на диалектное значение слова мгла: «Задержитесь немножко на следующей строчке: На мутном небе мгла носилась. Не кажется ли она вам несколько несуразной? Ведь в обычном употреблении слово мгла значит ‘тьма’, ‘мрак’! Да, это слово использовано поэтом «не по-нашему», а в значении ‘густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, все окружающее’ (ср. диалектные мгла, мга в значении ‘изморось’, ‘метель’. (Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб., 1999. С. 188)


Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100108



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мороз и солнце; день чудесный (Зимнее утро анализ) Поделки на конкурс к дню защиты детей

Пора красавица проснись открой стих Пора красавица проснись открой стих Пора красавица проснись открой стих Пора красавица проснись открой стих Пора красавица проснись открой стих Пора красавица проснись открой стих