Закрыть ... [X]

Молодежная проза в литературе

Молодежная проза: литература кризиса Открываешь календарь... Новогодние произведения от авторов Lit-Era "Чудо" Яся Белая, стихотворение "Письмо на небо" Дарья Алексеенко, рассказ "Рождество" Иван Шмелев, рассказ "Студентки и духи" Аэлита Борисова, зарисовка с натуры "Приходят волхвы" Ирина Валерина, стихотворение "Крамола" Ирина Валерина, стихотворение Юрий Лугин «Избранные места из переписки» по поводу Конкурса TeenLife «Никого не надо бить» Интервью с Екатериной Неволиной "Современный подросток в современной литературе" Екатерина Неволина "Герои нашего времени: перезагрузка библиотекаря" Иванна Белова, доклад "Брат мой Гензель" Елена Ершова, рассказ "Ольга" Ольга Жакова, святочная история "Начало" Ирина Валерина, стихотворение Феномен молодежной постапокалиптической антиутопии «Революция NEXT»: завтра или сейчас? - обзор конкурса от Павла Давыденко Рецензия на "Меч Кумари" Владислава Малышева от Марии Кириченко Премьера рубрики "На стыке" - Кино и книга "Снимается кино" Никита Аверин, заметка "Рвущаяся нить" Сергей Малицкий, рассказ

Размер шрифта: - +

 

Буквально за последние несколько лет молодежная проза превратилась в невиданный ранее феномен, нереально расширилась за счет интернета. Если еще десять лет назад молодежь читала в интернете напечатанные книги, отсканированные и выложенные, то теперь подростки молодежная и студенты читают тексты, написанные чуть ли не прямо в сети, такими же, как они, подростками и студентами. Молодежная проза стала новым явлением благодаря интернету, соцсетям, смартфонам и планшетникам. Развивается чисто сетевая литература — и смыкается с бумажной в книгах, которые получили популярность в интернете, а потом были опубликованы.

Подростки и молодежь ищут смысл жизни и модели поведения. Они отрицают старое, жаждут изменить, прогнуть под себя мир взрослых — и при этом влиться в него, занять в нем достойное место наравне со всеми и даже выше, лучше.

Подростковые и раннемолодежные годы — это возраст кризиса, поэтому и литература молодежная — кризисная. Тенденции к разрушению, ниспровержению, недоверие нормам, общественным устоям, государственной власти — при этом важны темы любви и дружбы, подростки держатся друг за друга, потому что они — это все, что у них есть, они ощущают себя в противостоянии всему миру. В таком состоянии легко потерять смысл жизни (отсюда столько внимания к суициду) и сложно его найти, но подростки жадно его ищут, читая много и беспорядочно, примеряя на себя самые разные модели и шкуры, проверяя предлагаемые обществом варианты на прочность. Отсюда и популярность молодежных антиутопий, идущая с Запада: «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент» — недаром эти бестселлеры экранизированы.

Однако кризис не только в возрасте читателей — во всем мире. На наших глазах совершается переход от индустриальной эпохи к информационной. Невероятная связность мира, глобализация; мир из скопища разрозненных стран превращается во всепланетный организм, технологии развиваются с безумной скоростью, каждый день десятки, а то и сотни новых гаджетов — все это разрушает привычные модели взаимодействия, даже взрослые в растерянности, новые правила приходится вырабатывать на ходу — где уж здесь разобраться тому, кто только начинает самостоятельную жизнь?

По одним опросам, самые популярные книги у подростков и молодежи — классика 19 и 20 веков, в том числе отечественная. По другим, подростки и студенты читают преимущественно современную западную литературу категории young adult. Понятно первое: классика дает опору, общие истины и ценности, позволяет примерить на себя проверенный десятилетиями опыт.  Понятно второе: глобализация сделала западную жизнь ближе и понятней, а проблемы у подростков везде похожие. Русская молодежная проза повторяет этот срез. Бумажная продолжает классические наработки, адаптируясь к современности, это хорошие, добротные тексты, отобранные редактором, выверенные вкусом и мастерством автора. Сетевая же — это живой нерв, надежды и чаяния, страхи и проблемы, выплеснутые в слова практически без фильтров, это тексты неумелые — и одновременно самые искренние.

В январском номере мы постараемся показать вам обе стороны современной молодежной прозы,  представив автора книг для подростков Екатерину Неволину, яркое явление традиционной книги, — и обзор конкурсов TeenLife и Революция Next. Два этих конкурса на портале Lit-Era — попытка того самого слияния сетевой литературы и бумажной, поиск авторов, столь же популярных, как «50 дней до моего самоубийства». Попытаемся же понять, что волнует молодежь, какие темы и смыслы смущают юные умы.

А так как на пороге Рождество, то тему предварят несколько рождественских вещей и обзор новогодне-рождественских произведений на Lit-Era. Также в этот номере представим вашему вниманию две новые рубрики: Литературный календарь и  «На стыке», о взаимопроникновении литературы и других видов искусства. 

С любовью, ваша редакция


Источник: https://lit-era.com/reader/yanvar-2016-molodezhnaya-proza-b4377


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Молодежная проза 60-х годов: судьбы героев В.Аксенова Муму стихотворение в прозе читать

Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе Молодежная проза в литературе

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ