Конкурсы по профориентации для дошкольников

Автор игры Алиева Ильмира Ильдаровна.

Игра проводилась в 2005 году в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри, в 2010г. завоевала 3 место на Всероссийском конкурсе «Профессии, профессии…».

Профориентационная игра «В мире профессий».

Форма занятия: профориентационная игра для членов клуба «Мальчишник» (трудные подростки).

Место занятия в образовательной программе: обобщающее занятие по направлению «Радуга профессий».

Тема: «В мире профессий».

Методы обучения: деловая игра в малых группах с использованием информационно-коммуникационных методов обучения.

Цель: профессиональная ориентация трудных подростков.

Задачи: 

  • обучающий аспект: закрепить знания о профессиях, полученные в течение учебного года, познакомить с редкими профессиями и специальностями.
  • развивающий аспект: развивать навыки работы в группах
  • воспитательный аспект: создать условия для профессионального самоопределения подростков.

Оснащение занятия:

  • Персональный компьютер;
  • Видеопроектор;
  • Экран;
  • Слайды презентации;
  • Карточки-задания на бумажном носителе.

Краткая аннотация:

Никогда не устареют слова А.С. Макаренко «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Работа по организации свободного времени детей и подростков и, особенно с девиантным поведением, стала жизненно важным условием для системы дополнительного образования. До 2005 года в Нерюнгринском районе не было опыта введения должности социального педагога в дополнительное образование, а, следовательно, не было и соответствующих программ. С учетом этого, возникла необходимость в разработке программы, направленной на привлечение подростков с девиантным поведением к организованному досугу в ЦРТДиЮ. Так в сентябре 2005 года мною была разработана  досугово – познавательная программа «Фактор счастья». Работа с подростками осуществлялась по следующим направлениям: «Экология детства» (обучение навыкам адаптации и выживания в социальной среде), «Мой досуг» (выработка умений и навыков организации полезного досуга), «Мой голос» (создание постоянной странички в местной прессе, освещающей проблемы детей) и «Радуга профессий»  (создание условий для профессионального самоопределения трудных подростков).

Данная профориентационная игра предназначена для обучающихся 8-11 классов, посещавших занятия в клубе в течение учебного года. Эта возрастная группа школьников уже имеет базовый уровень знаний в области трудовых ресурсов. Поэтому участие ребят в профориентационных играх не только помогает применять полученные знания на практике, но развивать свои лидерские  качества, способность принимать быстрое правильное решение в режиме соревнования.

Предлагаемая методическая разработка также может использоваться учителями общеобразовательных школ, так как позволяет развивать интерес к миру профессий у подростков, существенно расширить их кругозор, а также повлиять на выбор своей будущей специальности.

Роль преподавателя: преподаватель выступает в роли организатора и соведущего игры.

Роль обучающихся: 1 обучающийся ведет игру вместе с педагогом, остальные работают в группах, решают предложенные задания.

Приобретаемые навыки детей:

  • закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков о профессиях и специальностях;
  • расширение кругозора;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие информационно-коммуникационной культуры;

Организация работы:

В актовом зале приготовлены рабочие места для 10 команд (стол и 5 стульев вокруг), на котором лежат по 5 письменных принадлежностей. На столе указатели с номером команды (№1, №2 и т.д.). И задания к конкурсам «Аббревиатура» и «Лестница кроссвордов» в запечатанном виде. Всего в игре 4 конкурса. Рекомендуется между конкурсами вставить номера художественной самодеятельности, отражающие тематику игры. Это позволит не терять внимания участников игры, что важно, учитывая их психолого-педагогические особенности.

Основная группа ребят разбивается жеребьевкой на 10 групп по 5 человек. Капитана выбирать не надо.

В жюри обязательно пригласить представителя Центра занятости населения, который сможет доступно рассказать о популярных профессиях в вашем городе и вакансиях.

Ход игры.

Содержание работы

Схема мультимедийного сопровождения.

1. Организационный момент.

Ведущий 1

Добрый день, дорогие ребята!

Слайд № 1

Ведущий 2

Здравствуйте, уважаемые гости!

Ведущий 1

Мы рады приветствовать вас на игре «В мире  профессий».

Ведущий 2

Выбор профессии в жизни каждого человека – это,  в известной мере,  выбор судьбы. А принимая во внимание то, что мир профессий в начале XXI века вырос до 40 тысяч, с каждым годом становится все труднее и труднее выбрать в этом океане дело своей жизни, чтобы оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.

Ведущий 1

Наша встреча поможет продемонстрировать свои знания, которые  Вы получали в течение учебного года на занятиях в клубе «Мальчишник», а кому-то узнать что-то новое о профессиях и специальностях. А кто-то может найдет дело своего будущего.

Ведущий 1

И все-таки, наша игра это конкурс, в котором будут победители.

Ведущий 2

А определить их нам поможет уважаемое жюри. Разрешите вам представить:  

1. Агафонова Екатерина Александровна - представитель Центра Занятости г. Нерюнгри.

2. Трандафир Оксана Михайловна – зав. отделом ЦРТДиЮ.

3. Колосова Елена Борисовна – специалист Центральной Городской Библиотеки.

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Ведущий 1

Разрешите предоставить слово Агафоновой Екатерине Александровне, которая расскажет о возможностях профессионального самоопределения и обучения на базе Центра занятости.

Слайд № 5

Выступление члена жюри.

2. Конкурсная программа.

Ведущий 1

Итак, начнем нашу игру. Первый конкурс «Логиконы». Вашему вниманию предлагается таблица (см. Приложение 1), в которой пропущены некоторые понятия. Вам необходимо определить в какой зависимости находятся понятия, это может быть специальность и место работы, специальность и требование к здоровью, профессия и специальность. Как только, выявите закономерность, вам останется только заполнить пустые графы. В каждом логиконе есть образец, по нему вы и сможете определить закономерность. Время на обдумывание 2 минуты. Каждое угаданная зависимость 1 балл. Таким образом, в этом конкурсе вы сможете заработать максимум 4 балла.

Просим подойти по одному представителю команды и выбрать свое задание.

Слайд № 6

Команды выбирают задание.

Ведущий 1

По нашей команде начинаем вскрывать пакеты.

Команды выполняют задание.

Ведущий 1

Итак, время закончилось. Просим подписать номер команды на листке и сдать заполненные таблицы нашему жюри.

Слайд № 7

Концертный номер

Ведущий 2

А пока жюри проверяет первое задание. Переходим ко второму конкурсу «Аббревиатура».

Слайд № 8

Ведущий 1

Предлагаем расшифровать 8 аббревиатур ведущих предприятий, учебных заведений города (см. Приложение №2).

Ведущий 2

Обращаем ваше внимание, что аббревиатуры приведены не в соответствии с названиями учреждений по Уставу, а общепринятые в городе сокращения.

Ведущий 1

В этом конкурсе задание для всех одинаковое. Время на выполнение 2 минуты. Всего вам предлагается 8 аббревиатур, за каждое правильно расшифрованное 1 балл, а значит, максимально в этом конкурсе вы можете заработать 8 баллов.

Ведущий 2

По нашей команде начинаем вскрывать пакет с надписью «Аббревиатура» и выполнять задание.

Команды выполняют задание.

Ведущий 1

Сдаем листы с выполненным заданием жюри. А теперь прошу обратить внимание на экран. На нем вы видите правильные ответы.

Слайд № 9

Концертный номер.

Жюри оглашает итоги за 2 конкурса.

Ведущий 1

Наступило время третьего конкурса «Лестница кроссвордов» (см. Приложение №3). Как вы знаете, в этом году наш регион отмечает 55-летие освоение угольных месторождений Южной Якутии.

Слайд № 10

Ведущий 2

Поэтому в кроссворде все профессии и специальности связаны с угольной промышленностью. Центральное слово, которое послужит вам подсказкой уже вписано – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Ведущий 1

Всего вам предстоит разгадать 10 слов, каждое правильно угаданное слово принесет 1 балл. Кроссворды у всех команд одинаковые. Внимание в кроссворде буквы Е и Ё, И и Й равноценны.

Ведущий 2

Всего вам дается 5 минут. По нашей команде начинаем вскрывать пакет с надписью «Лестница кроссвордов» и выполнять задание.

Команды выполняют задание.

Ведущий 1

Сдаем листы с решенным кроссвордом жюри. А теперь прошу обратить внимание на экран. На нем вы видите правильные ответы.

Слайд № 11

Концертный номер.

Жюри оглашает итоги за 3 конкурса.

Ведущий 1

Наступило время последнего конкурса «Отдел кадров» (см. Приложение №4).

Ведущий 2

Сейчас жюри выступит в роли сотрудников отдела кадров. По жеребьевке вы вытянете редкую специальность или профессию. И ровно через 1 минуту должны будете рассказать, чем занимаются ее представители.

Ведущий 1

Приглашать мы будем команды по очереди.

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Команды выполняют задание.

3. Подведение итогов.

Ведущий 1

А теперь разрешите предоставить слово жюри для оглашения итогов нашей игры.

Жюри подводит итоги, награждение победителей.

Ведущий 1

Ну что ж, ребята, пришло время прощаться в этом учебном году.

Слайд № 29

Ведущий 2

Скажите, полезными были занятия по знакомству с профессиями? Интересно ли вам было на сегодняшней игре?

Ведущий 1

Мы надеемся, что вы сумели показать свои знания и узнали и что-то новое.

Ведущий 2

У вас не было времени скучать.

Ведущий 1

До свидания!

Слайд № 30

Ведущий 2

До новых встреч!

Анализ существующих электронных образовательных ресурсов по данной теме и обоснование использованных ресурсов.

www.efecton.ru/730.html - на сайте представлен комплекс методик для профессиональной ориентации, в том числе школьников. Содержит 8 специальных методик, предназначенных для квалифицированной профориентационной работы. Полезен для профконсультационной работы в образовании, службе занятости населения и др.

www.proforientator.ru/  - на сайте даны советы как выбрать профессию. Словари и описание профессий. ВУЗы, рейтинги специальностей. Тестирование и консультации психолога и многое другое.

http://basik.ru/good_to_know/rare_profession/ - редкие профессии.  

www.rabotagrad.ru/information/579 - азбука редких профессий.

 www.rabotagrad.ru/information/164 -должностные инструкции.

www.rabotagrad.ru/information/165 -обзор рынка труда и услуг как в России, так и в своем городе.

www.rabotagrad.ru/information/167 - профессиональные праздники.

www.rabotagrad.ru/information/683 - словарь рекрутера.

www.rabotagrad.ru/information/etks - единый тарифно-квалификационный справочник (ЕКТС).

http://dyrakov.net/ - блог о работе. Советы по собеседованию  и устройству на работу. Праздники. Работа в интернете. Афоризмы о работе. Много из личного опыта пользователей.

 

Приложение №1.

Задания для команд к 1-му конкурсу "Логиконы»

(команды выбирают по одному логикону)

Завод

Стройка

Транспорт

Токарь

Продавец

Медсестра

Завод

Школа

Уголовный розыск

Инженер

Врач

Режиссер

Инженер

Художник

Спортсмен

Хирург

Знания

Опыт

Водитель

Учитель

Продавец

Корректор

Терпеливость

Обходительность

Водитель

Строитель

Маляр

Авария

Опасность здоровья

Травмы

Автор книги

Художник

Текст

Правка текста

Набор

Печать

Завод

Автосервис

Телефонная станция

Аэродром

Инженер

Электрик

Школа

Газета

Армия

Психолог

Офицер

Священник

Роль

Скульптура

Песня

Коттедж

Актер

Дизайнер

Транспорт

Охрана порядка

Больница

Машинист

Сталевар

Артист

Инженер

Врачи

Лесники

Физика, математика

Литература

ИЗО

Водитель

Строитель

Летчик

Хорошее зрение

Здоровая психика

Физическая сила

Ведущий

Бармен

Пожарный

Дикция

Выносливость

Чуткость

Лаборант

Археолог

Секретарь

Информатика

Химия

География

Внимательность

Общительность

Художественный вкус

Бухгалтер

Юрист

Психолог

Приложение №2.

Задание для команд ко 2-му конкурсу «Аббревиатура».

  1. ТИ (ф) ЯГУ __Технический Институт филиал Якутского Государственного_____ Университета__________________________________________________________
  2. НУР ____Нерюнгринский угольный разрез___________________________________
  3. АТА ____Автобаза Технологического Автотранспорта_______________________
  4. НГК ___Нерюнгринский Гуманитарный Колледж_____________________________
  5. ДЮСШ ___Детско-юношеская спортивная школа____________________________
  6. ДЕЗ ____Дирекция единого заказчика_______________________________________
  7. ЦРТДиЮ __Центр Развития Творчества Детей и Юношества_________________
  8. ЕРКЦ __Единый рассчетно-кассовый центр_________________________________

Приложение №3.

«Лестница кроссвордов».

1

В

З

Р

Ы

П

        2

В

Р

Г

Н

     3

Г

Е

О

Д

Е

З

И

С

Т

М

О

К

      4

Ы

Х

М

А

Р

К

Ш

Е

И

Д

Е

Р

      5

Л

М

Г

     6

К

Р

Е

П

И

Л

Ь

Щ

И

К

Е

Н

К

        7

О

Н

О

Ф

     8

Г

О

Р

Н

О

Р

А

Б

О

Ч

И

Й

С

О

З

     9

Ш

А

Х

Т

Е

Р

Г

И

Ь

А

К

Т

И

Т

   10

Г

Е

О

Л

О

Г

Л

Ь

По горизонтали: 3. Проводит инструментальные съемки, расчеты, связанные с составлением планов, карт местности. 4. Измеряет и вычисляет объемы вскрытых пород и  объемы добычи. 6. Закрепляет горные выработки и предотвращает осыпание руд. 8. Рабочий на горных работах. 9. Специалист, добывающий уголь под землей. 10. Специалист, занимающийся геологической съемкой, поиском и разведкой месторождений: полезных ископаемых (руд), неметаллических ископаемых и стройматериалов, угольных, нефтяных и т.д.

По вертикали: 1. Специалист, проводящий взрывные работы. 2. Изучает распределение химических элементов в земной коре. 5. Специалист, занимающийся поиском месторождений полезных ископаемых, изучением геологического строения земли, изучением состава горных пород и руд, закономерностей их образования, магниторазведка, сейсморазведка, электроразведка и т.д. 7. Отделяет добытое полезное ископаемое (уголь) от породы.

Приложение №4.

Конкурс «Отдел кадров».

Витражист - работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Под наблюдением автора подбирает стекла по цветам рисунка для изготовления витражей (орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или других материалов, пропускающих свет). Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы дошкольников для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Гипполог - изучает анатомию и физиологию лошадей. Разрабатывает методики и рекомендации по разведению, содержанию, кормлению, улучшению экстерьера (внешнего вида) и использованию лошадей.

Медиапланер - в задачи медиапланера входят, прежде всего, стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом...

Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

Фельдъегерь - военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных, документов.

Аниматор - мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник

Архивариус - на предприятиях и в учреждениях организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов. Участвует в разработке номенклатуры дел и проверяет правильность ее оформления. Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах архива.

Бренд-менеджер - менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки. По-английски brand — «клеймо», «сорт». «Брендом» называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» - мечта каждой фирмы.

Гример-пастижер - на киностудиях, в организациях телевидения и радиовещания выполняет по эскизам, описаниям и образцам персонажные и национальные гримы с применением пластических деталей, несложных лепных скульптурных работ (носы, подбородки, скулы).

Логист - выбирает самый удобный и экономичный способ доставки груза по железной дороге, далее он просчитывает, что выгоднее: самому предприятию заниматься транспортировкой или привлечь к этой работе специализированную фирму. Логистик экономит на затратах, оптимизирует их.

Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.

Промоутер - специалист по продвижению какого-либо товара или услуг. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Лучший вариант для промоутера – работа на выставке или презентации. Промоутер может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы. Труд промоутера, как правило, оплачивается по завершении рекламной компании из расчета фиксированной суммы за каждый день. Работа промоутера, несмотря на кажущуюся простоту, достаточна сложна. Помимо понятной сложности общения с незнакомыми людьми, присутствует постоянный контроль со стороны, как представителя агентства, так и представителя заказчика. Далее на время проведения рекламной акции, невзирая на перемены погоды, промоутеры должны носить определенную униформу.

Скорняк - подбирает шкурки, пригодные для изделия, производит расправку, чинку, удаление дефектов, при необходимости - удлинение шкурки, ведет раскрой и удаление дефектных мест с наиболее экономным использованием полуфабриката.

Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу вин.

Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывают «правду без купюр»

Трейдер – человек, покупающий или продающий ценные бумаги или валюту с целью получения прибыли от изменения цен.

Конфекционер - продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем).


Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/14/stsenariy-proforientatsionnoy-igry-v-mire



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Профориентация и самоопределение школьников и взрослых Стих с благодарностью наставниками

Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников Конкурсы по профориентации для дошкольников